Замена катализаторов Ford
Сразу же оговоримся: американский автоконцерн Форд катализаторы не производит. На все машины этой марки устанавливаются каталитические нейтрализаторы выхлопных газов, по большей части, китайского, российского или европейского производства. И только на автомобилях, предназначенных для внутреннего рынка США, стоят агрегаты, изготовленные в Америке. Ничего удивительного в этом нет – таковы плоды всемирной интеграции.
Но не стоит думать, будто китайские катализаторы хуже произведенных в Европе. Вовсе нет, если мы говорим о легальных изделиях, изготовленных по лицензии. Так, например, многие автомобили самых разных марок, собираемые в нашей стране, комплектуются катализаторами производства новосибирского АО СКТБ «Катализатор». И Форд в этом ряду не исключение.
Замена катализаторов Ford: варианты
Поэтому замена катализаторов Ford в Санкт-Петербурге не должна вызывать затруднений у автовладельцев: приобрести новое устройство, аналогичное оригинальному, в городе на Неве не проблема. Вот только стоят они не на много дешевле тех же американских. Поэтому вопрос на что менять вышедший из строя каталитический нейтрализатор выхлопных газов – на новый катализатор или недорогой пламегаситель остается актуальным.
Конечно, с точки зрения европейского экологического законодательства, к которому с конца 2016 года присоединилась и Россия, ответ однозначен: только пройдя сквозь каталитический нейтрализатор выхлопные газы автомобиля будут соответствовать нормам Евро-5. Да и с технической точки зрения процесс замены этого устройства на аналогичное прост: сломанное вырезается из выхлопной системы автомобиля болгаркой и на его место приваривается точно такое же, новое.
А вот с точки зрения экономической все обстоит с точностью до наоборот: пламегаситель, даже самый современный и дорогой, как минимум, в десять раз дешевле катализатора. Но экономия при его установке на этом только начинается.
Во-вторых, срок службы (или, если угодно, ресурс) пламегасителя значительно выше. Если катализатор Форд рассчитан на 150 тыс. км. пробега, то ресурс пламегасителя последнего поколения с кевларовым фильтром составляет все 300 тыс. км.
Но и это еще не все. Как правило, пламегасители обладают лучшей пропускной способностью, нежели катализаторы, и, соответственно, создают в выхлопной системе автомобиля меньшее давление. Это сказывается на работе двигателя, КПД которого (считай, мощность при том же расходе топлива) несколько увеличивается.
Вывод: устанавливая взамен вышедшего из строя новый катализатор, мы соблюдаем все требования закона; меняя его на пламегаситель, получаем существенный материальный выигрыш. По какому пути пойти – ответить на этот вопрос каждый автовладелец должен для себя сам.
Как сэкономить на замене катализатора
Да, и с экономической точки зрения вы останетесь в выигрыше. Замена катализатора – это не одна, а комплекс нескольких последовательных операций. Поручив все их в одной организации, вы в конечном итоге заплатите значительно меньше, нежели платили бы за каждую в отдельности.
Выбор пламегасителя
Выбирая пламегаситель, имеет смысл положиться на мнение опытного мастера, но иметь общее представление о том, чем эти устройства друг от друга отличаются, все же нужно.
В рамках данной статьи мы не будем рассматривать недорогие кустарные изделия низкого качества: работают они так себе и служат недолго, поэтому от их приобретения лучше отказаться сразу.
Заводские пламегасители отличаются качеством использованных при их изготовлении материалов (нержавеющая сталь для внешней оболочки корпуса и легированная огнеупорная сталь для внутренней его оболочки), качеством сварки (все-таки промышленная сварка дает более ровный и прочный шов, нежели ручная) и качеством фильтрующего элемента.
Собственно, основное отличие между пламегасителями кроется именно в конструкции их фильтра. В самых простых устройствах в качестве фильтра используется огнеупорная минеральная вата. Она прекрасно справляется со всеми своими функциями – охлаждает выхлоп, замедляет скорость его потока и производит адсорбцию твердых его элементов, – но при этом весьма недолговечна. А набить пламегаситель заново практически невозможно – для этого его снова придется вырезать из выхлопной системы, разрезать и снова заваривать.
Большим ресурсом обладают устройства, фильтр которых представляет собой сотовую конструкцию из нескольких листов перфорированной стали. Но, к сожалению, их эффективность значительно ниже. Некоторые производители делают комбинированные фильтры, в которых присутствуют и соты, и минеральная вата. Но, как показала практика, они скорее совмещают в себе недостатки первых двух, нежели их достоинства.
Значительно лучше зарекомендовали себя пламегасители, фильтр которых изготовлен из скрученной в несколько слоев вольфрамовой проволоки. Вольфрам достаточно прочен и имеет неплохие огнеупорные свойства, чтобы служить долго, и обладает хорошими адсорбирующими свойствами, чтобы исполнять свои обязанности хорошо. Но и у вольфрама ресурс не ограничен.
Не так давно появились пламегасители с принципиально иными фильтрами – из синтетического минерального волокна под названием кевлар. Изначально этот материал предназначался для изготовления антипригарных покрытий кухонной посуды, но очень быстро его уникальные свойства разглядели и производители автомобильных пламегасителей. На сегодняшний день именно эти устройства считаются наиболее совершенными и в смысле эффективности их работы, и срока службы.
Типы обманок лямбда-зонда и их установка
Однако установкой пламегасителя работы по замене катализатора не завершаются. Несмотря на то, что выхлопная система автомобиля уже восстановлена, с пламегасителем она будет работать несколько иначе. Она не будет больше обогащать выхлоп кислородом, и электронный блок управления автомобиля (ЭБУ) не сможет это не заметить. А для нормальной работы двигателя нужно, чтобы не заметил. Для этого у мастеров, занимающихся заменой катализаторов на пламегасители, есть свои ловки или, попросту говоря, обманки лямбда-зонда – устройства, измеряющего количество кислорода в выхлопе.
Обманки лямбда-зонда существуют двух типов: электронные и механические.
Первые устанавливаются в электрическую цепь автомобиля между зондом и ЭБУ и осуществляют подмену сигнала, содержащего информацию об истинном уровне кислорода в выхлопе на ту, которая устраивает ЭБУ.
Вторые представляют собой небольшую по размерам втулку (прямую либо угловую), устанавливаемую под зонд. Втулка смещает зонд от потока выхлопных газов, одновременно обеспечивая к нему доступ воздуха. Таким образом, зонд будет анализировать уже не выхлоп, а его смесь с воздухом, в которой уровень содержания кислорода уже соответствует норме.
Для установки в выхлопную систему Форд приемлемы обе обманки. Какой отдать предпочтение – в этом вопросе правильнее будет поступить так, как посоветует мастер, которому вы поручите ремонт своего автомобиля.