Ул.Типанова 24А

+7(812) 346 51 20

Подробнее

Культура 19 Б

+7(812) 292 39 41

Подробнее

Пр. Испытателей 17А

+7(812) 292 39 17

Подробнее

Лабораторный пр. 21/1

+7(812) 292 39 11

Подробнее

17 линия В.О д.66

+7 (812) 456-71-52

Подробнее

Замена катализатора – залог исправной и длительной работы выхлопной системы автомобиля

Каталитический нейтрализатор выхлопных газов не является для автомобиля жизненно важным агрегатом. Утверждение это ни сколько не парадоксальное.

Достаточно вспомнить, сколько транспортных средств, приводимых в движение двигателями внутреннего сгорания, прекрасно обходятся без него (например, те же трактора или гоночные болиды), чтобы задаться вопросом: а зачем он, собственно, нужен?

Чтобы на этот вопрос дать исчерпывающий ответ, разберемся с функциями, которые катализатор выполняет в автомобиле, а также со всеми плюсами и минусами этого устройства.

Функции катализатора в выхлопной системе автомобиля

Катализатор, будучи, в первую очередь, газовым фильтром, попутно исполняет и еще несколько немаловажных функций:

  • во-первых, он замедляет поток выхлопных газов и тем самым существенно снижает вызываемые им резонансные колебания. Как результат, двигатель автомобиля работает значительно тише;
  • во-вторых, катализатор эти газы охлаждает, тем самым дает возможность содержащимся в нем твердым частицам осесть на его фильтре. Благодаря этой функции катализатора, выхлопные газы на выходе становятся более прозрачными, а их запах – менее резким;
  • и, наконец, в-третьих, выхлопные газы, проходя через каталитический нейтрализатор, избавляются (в той или иной степени) от наиболее токсичных своих компонентов – оксидов азота и углерода. Происходит это в процессе химической реакции, которая осуществляется под воздействием специального каталитического слоя. В результате выхлоп автомобиля становится значительно менее токсичным и соответствующим экологическим нормам Евро-5, действующим с конца 2016 года не только в странах Евросоюза, но и в России.

Достоинства катализатора

Можно ли все перечисленные функции катализатора считать его достоинствами – за исключением последнего пункта скорее нет, чем да. Дело в том, что охлаждение выхлопа, замедление скорости его потока. Равно как и адсорбцию твердых частиц, возникающих в выхлопе вследствие неполного сгорания топлива в цилиндрах, традиционный резонатор осуществляет лучше катализатора.

Так что к достоинствам этого устройства отнесем только его способность нейтрализовывать наиболее вредные для окружающей среды из выхлопных газов.

Недостатки катализатора

Зато недостатков у этого устройства больше, чем достаточно:

  • начать с того, что цена катализатора весьма высока и составляет порядка тысячи евро. Львиную долю стоимости этого устройства составляет стоимость каталитического слоя, в состав которого входит сразу несколько редкоземельных и драгоценных металлов, включая золото и платину. Так что замена катализатора в случае его выхода из строя встает владельцу автомобиля в кругленькую сумму;
  • при этом все существующие на сегодняшний день катализаторы имеют относительно небольшой срок службы – как правило, он не превышает трех-четырех лет. Впоследствии фильтр катализатора забивается гарью, пропускная способность его падает, и он под воздействием высоких давления и температуры выхлопа прогорает. Справедливости ради отметим, что катализаторы с керамическим фильтром подвержены этому недугу в меньшей степени, нежели устройства со стальными фильтрами, но керамика – материал хрупкий, а качество российских дорог далеко от идеального. Попросту говоря, такие устройства частенько бьются;
  • все это было бы не так страшно, если б вышедшие из строя катализаторы поддавались ремонту или замене. Однако особенности их конструкции сделать это не позволяют. Так что, как ни крути, а неработающий катализатор требует замены.
Замена катализатора на аналогичное штатное устройство – процедура дорогая, а для автомобилей с серьезным пробегом вообще сопоставима с их стоимостью. По счастью, этой процедуре есть альтернатива: замена катализатора на резонатор или, как его еще нередко называют, пламегаситель.

Достоинства пламегасителя

Это устройство по отношению к катализатору имеет ряд существенных преимуществ:

  • во-первых, пламегаситель, даже последнего поколения, существенно дешевле любого катализатора. Разница в их стоимости может составлять полтора десятка и даже более раз;
  • во-вторых, служит пламегаситель значительно дольше любого другого аналогичного устройства;
  • в-третьих, при большинстве поломок он поддается ремонту;
  • в-четвертых, как мы уже говорили, с большинством функций, свойственных катализатору, пламегаситель справляется лучше него;
  • в-пятых, с пламегасителем автомобиль получает пусть небольшую, но ощутимую прибавку мощности. Не секрет, что система очистки выхлопа, какой бы элемент не являлся ее центром, «крадет» часть мощности двигателя за счет того, что образует в себе избыточное давление выхлопных газов. Проходимость пламегасителя выше, нежели катализатора, поэтому и давление газов в первом меньше. Меньше, стало быть, и процент «украденной» пламегасителем мощности мотора.

Недостатки пламегасителя

Из недостатков пламегасителя можно выделить только один: ввиду отсутствия в этом устройстве каталитического слоя оно не способно осуществлять нейтрализацию оксидов углерода и азота из выхлопных газов автомобиля.

Удаление катализатора

Замена каталитического нейтрализатора на пламегаситель осуществляется следующим образом. Перво-наперво из выхлопной системе автомобиля удаляется неработающий катализатор. Он попросту вырезается болгаркой.

Заметки на полях. Неисправный катализатор можно сдать на специальный пункт приема, выручив за него сумму, достаточную для оплаты операции по его замене. Впоследствии из него будут извлечены большинство из содержащихся в его фильтре ценных металлов. Сделать это в домашних условиях практически невозможно, так как эта процедура представляет собой ряд последовательных химических реакций, осуществляемых исключительно промышленными методами.

Затем на место катализатора вваривается пламегаситель. Успех этой операций во многом зависит от того, насколько правильно осуществлен выбор этого устройства.

Выбор пламегасителя

Выбирая пламегаситель, следует руководствоваться следующими параметрами:

  • пропускной способностью пламегасителя. Она должна быть, как минимум, не меньшей, нежели количество вырабатываемых двигателем выхлопных газов. В противном случае двигателю автомобиля придется работать с меньшей мощностью, а сам пламегаситель очень быстро прогорит;
  • конструкционными особенностями этого агрегата. Считается, что наивысшими КПД и долговечностью обладают устройства с вольфрамовыми и кевларовыми фильтрами. Производители последних утверждают, что срок службы таких агрегатов составляет более десяти лет, а качество их работы превышает все прочие модели;
  • на долговечность пламегасителя влияет и качество материалов, из которых изготовлен их корпус. Он состоит из двух оболочек: внешней и внутренней. Внешняя служит для защиты устройства от коррозии и механических повреждений и изготавливается из толстого листа нержавеющей стали. Внутренняя – от высоких температур и давления, с которыми газы поступают в выхлопную систему автомобиля, а потому материалом для ее производства служит огнеупорная сталь.

Важно: на российском рынке автозапчастей можно встретить пламегасители как отечественного, так и зарубежного производства. Качество и тех, и других достаточно высокое, если это промышленные изделия. Изделия кустарного производства могут внешне и даже конструкционно от них ничем не отличаться, но качество стали, из которых они изготовлены, будет заведомо хуже. Поэтому от приобретения последних лучше отказаться.