Замена катализатора Киа Спортейдж 3
Автомобиль КИА Спортейдж, переживший уже три рестайлинга, можно назвать яркой иллюстрацией истории южнокорейского автопрома. Впервые появившись в 1993 году, этот авто вызвал множество нареканий у специалистов, но благодаря невысокой стоимости, стал весьма популярен в России и странах восточной Европы.
После рестайлинга в 2004 году, когда конструктивно автомобиль изменился полностью, многие мировые издания, посвященные автомобилям, оценили новичка значительно более высоко. А спустя еще шесть лет, когда Спортейдж преобразился и внешне, его создателям и производителям осталось только пожинать лавры.
За четверть века своего существования КИА Спортейдж стал по-настоящему престижным кроссовером мирового уровня – мощным и надежным, как и подобает автомобилю этого класса. За это время в нем изменилось буквально все – начиная от двигателя и ходовой части и заканчивая внешним видом и отделкой салона. Изменения практически не коснулись лишь его системы очистки выхлопных газов, разве что каталитический нейтрализатор, являющийся одним из главных ее элементов, стал большего объема. Оно и понятно: по сравнению со Спортейдж первого поколения на Спортейдже 2010 года двигатель чуть ли ни в полтора раза мощнее. Впрочем, суть выхлопной системы автомобиля от этого не поменялась.
Недостатки каталитического нейтрализатора
Говоря о катализаторе и всех его достоинствах, нельзя не отметить и три главных его недостатка:
- Этот агрегат достаточно дорогой. Благодаря тому, что в состав его фильтра входит сразу несколько редких и драгоценных металлов, включая золото и платину, его цена может составлять тысячу евро и даже больше.
- Срок жизни каталитического нейтрализатора невелик – в большинстве случаев он не превышает полутора сотен тысяч километров пробега или трех-четырех лет службы. За это время он успевает либо наглухо забиться сажей и копотью, либо насквозь прогореть. Катализаторы с керамическими фильтрами подвержены еще одной беде: процессе езды автомобиля по российским дорогам, на качество которых кто только не пенял, керамика попросту бьется.
- Самое неприятное: что бы ни послужило причиной выхода катализатора из строя, сломанный агрегат ремонту или восстановлению не подлежит. Максимум, на что он сгодится после поломки – это сдать его на специальный пункт приема и выручить за него небольшую сумму. На новый катализатор этих денег, разумеется, не хватит, а вот на пламегаситель, который вполне может стать альтернативой отработавшему свое катализатору, – вполне.
Достоинства и недостатки пламегасителя
Пламегаситель, будучи агрегатом недорогим (он дешевле катализатора, как минимум, на порядок), прекрасно справляется почти со всеми функциями катализатора:
охлаждает выхлопные газы автомобиля;
- замедляет скорость их потока, снижая при этом вызываемые ими резонансные колебания;
- очищает выхлопные газы от содержащихся в них сухих примесей – сажи копоти – делая при этом выхлоп более прозрачным.
Единственное, на какую работу пламегаситель не способен, это очистить выхлопные газы автомобиля от наиболее вредных для здоровья человека и окружающей среды их компонентов – оксида и диоксида углерода, а также оксида азота. Благодаря наличию в катализаторе специального слоя фильтра он производит химическую реакцию расщепления этих газов на чистый кислород и прочие элементы. В фильтре пламегасителя такого слоя нет.
Катализатор Киа Спортейдж 3: замена
Когда замена катализатора КИА Спортейдж становится необходимой, владелец автомобиля встает перед дилеммой: установить на свой автомобиль новый катализатор, потратив на эту операцию немаленькую сумму, либо уложиться в гораздо более меньшую, установив взамен катализатора пламегаситель.
В первом случае ремонт выхлопной системы Спортейдж будет осуществлен с соблюдением всех требований закона; во втором – с изрядной экономией средств.
Происходит это по той причине, что пламегасители обладают несколько большей проходимостью, нежели катализаторы, то есть они не создают в выхлопной системе автомобиля чрезмерно избыточное давление. Соответственно, двигателю не приходится расходовать энергию на его преодоление.
Выбор пламегасителя для КИА Спортейдж
Первая сложность при выборе пламегасителя – подбор соответствующего агрегата:
Пламегаситель должен обладать не меньшим рабочим объемом, нежели его предшественник. В противном случае он не будет успевать обрабатывать выхлопные газы, поступающие в него из коллектора, и двигатель автомобиля просто-напросто захлебнется в собственном выхлопе. Наибольшим рабочим объемом при минимальных габаритах обладают коллекторные пламегасители. Благодаря тому, что их впускные отверстия сконструированы в виде направленной внутрь воронки, они могут привариваться непосредственно к коллектору.
- Чтобы пламегаситель работал максимально эффективно, он должен обладать хорошим фильтром. Наиболее качественными и при этом долговечными на сегодняшний день являются фильтры из скрученной в спираль вольфрамовой проволоки или кевлара – минерального волокна синтетического происхождения, обладающего уникальными прочностью и устойчивостью к воздействию высоких температур.
- Высоким ресурсом, то есть, длительным сроком эксплуатации, обладают только пламегасители заводского производства. Изготовление этих агрегатов из современных сталей возможно только в промышленных условиях. Так, например, легированная огнеупорная сталь, из которой изготавливается внутренняя оболочка корпуса пламегасителя, практически не поддается сварке – это можно сделать, только используя заводское оборудование.
Замена катализатора Киа Спортейдж: установка обманки лямбда-зонда
Сложность вторая: электронный блок управления автомобиля, получив от лямбда-зонда информацию, что после рестайлинга выхлопной системы количество содержания кислорода в выхлопе автомобиля снизилось практически до нуля, автоматически переведет двигатель в режим работы с пониженным потреблением топлива, что изрядно сократит его мощность, либо вообще воспрепятствует его запуску.
Чтобы этого не происходило, на лямбда-зонд устанавливается одно из двух типов обманных устройств – попросту говоря, механическая либо электронная обманка.
Первая представляет собой втулку, с помощью которой зонд отводится в сторону от потока выхлопных газов и измеряет содержание кислорода не в нем, а в его смеси с воздухом. Вторая, будучи электронным устройством, меняет сигнал, идущий от лямбда-зонда к ЭБУ таким образом, чтобы информация о количестве кислорода в выхлопе продолжала соответствовать норме.