Замена катализатора Чери Тигго
Этот автомобиль известен в России под разными именами. Как кроссовер китайского производства – Чери Тигго, как отечественный автомобиль – Вортекс Тигго или Тагаз Воргекс. Как бы этот полноприводный автомобиль ни назывался, конструкция основных его узлов остается неизменной, а запчасти для Вортекса, Чери и Тагаза взаимозаменяемы. Это в полной мере касается и системы очистки выхлопных газов Тигго (будем называть его так) и, в частности, каталитического нейтрализатора выхлопных газов.
Назначение катализатора
Этот агрегат (не считая, разумеется, масляного, топливного и воздушного фильтров) в большинстве случаев выходит из строя первым. Причем, не только на Тигго, но и на автомобилях куда более престижных марок.
Ведь, по сути, катализатор является таким же фильтром – он осуществляет очистку выхлопных газов автомобиля от содержащихся в них твердых частиц и наиболее токсичных составляющих – оксида и диоксида углерода и оксида азота.
То есть катализатор – точно такой же расходный материал, как и прочие фильтры.
Главное его отличие от них состоит в том, что этот агрегат достаточно дорогой.
Помимо очистки выхлопа, катализатор выполняет в автомобиле еще несколько немаловажных функций:
- производит охлаждение выхлопных газов;
- осуществляет замедление скорости их потока;
- снижает вызываемые ими резонансные колебания, вследствие чего громкость звука работающего двигателя существенно снижается.
Типы поломок катализатора
Причин выхода из строя автомобильного каталитического нейтрализатора может быть несколько:
- засорение фильтра сажей и копотью вплоть до его полной непроходимости;
- прогорание фильтра в результате воздействия на него выхлопных газов, которые поступают в катализатор нагретыми до двухсот градусов и выше;
- разрушение фильтра в результате механического повреждения либо тряски (особенно этому подвержены устройства с керамическими фильтрами);
- разрушение корпуса устройства в результате все тех же механических повреждений либо корроззи.
Как бы то ни было, в чем бы ни заключалась причина поломки катализатора, восстановлению или ремонту он уже не подлежит.
Замена катализатора Чери Тигго: варианты
Поэтому когда это устройство выходит из строя (а происходит это, как правило, к середине второй сотни тысяч километров пробега автомобиля), замена катализатора Чери Тигго становится необходимостью и встает вопрос, на что его менять.
Вариантов тут всего два: либо на новый катализатор, либо на аналогичное устройство, способное качественно выполнять большую часть его функций. И такое устройство есть: это старый добрый пламегаситель – агрегат, без которого еще совсем недавно не обходились выхлопные системы практически всех автомобилей.
Установка нового катализатора Chery Tiggo
Но сперва о том, как происходит замена катализатора на новый.
Неработающее устройство вырезается из выхлопной системы автомобиля при помощи болгарки и на его место приваривается новое. Это может быть как штатная модель катализатора Тигго, так и универсальное устройство. Главное, чтобы оно поместилось в предназначенную для него нишу под днищем автомобиля.
Универсальными называются те катализаторы, которые не предназначены конкретно для какого-либо автомобиля, а могут быть установлены на практически любой. Соответственно, они обладают большим рабочим объемом, что позволяет им обрабатывать достаточно большое количество выхлопных газов в единицу времени. Очистку его, как от твердых частиц, так и от токсинов они производят с высокой степенью эффективности, но резонансные колебания выхлопа они снижают в меньшей степени. Поэтому после установки на Чери Тигго универсального катализатора громкость работы мотора автомобиля несколько усилится. Зато он дешевле оригинального.
К положительным сторонам такой замены следует отнести тот факт, что система выхлопа Тигго после нее продолжит работать в прежнем режиме и состав выхлопных газов на их выходе будет соответствовать экологическим нормам Евро-5, действующим сегодня не только в странах Евросоюза, но и в России.
Недостаток у каталитического нейтрализатора только один: его высокая стоимость. Если речь идет о замене катализатора на автомобиле с серьезным пробегом, то имеет смысл задуматься: а стоит ли овчинка выделки. В этом случае целесообразно взамен катализатора установить пламегаситель.
Замена катализатора Чери на пламегаситель
Плюсов в такой рокировке больше, чем минусов:
В результате того, что адсорбцию твердых частиц пламегаситель осуществляет лучше катализатора, визуально выхлоп автомобиля будет выглядеть более прозрачным и чистым.
- Установка пламегасителя добавит автомобилю процентов пять-семь мощности. Происходит это вследствие того, что пламегаситель создает в выхлопной системе несколько менее избыточное давление, нежели катализатор, что позволяет мотору работать с большей отдачей.
- Стоимость этой операции, как минимум, в десять раз дешевле, чем установка нового катализатора.
Минус у пламегасителя только один: в виду отсутствия в его фильтре каталитического слоя, он не производит очистку выхлопа от наиболее токсичных его составляющих, и тот уже не будет соответствовать современным экологическим требованиям. На работе двигателя всего автомобиля в целом это не отразиться, а вот проблем при прохождении планового техосмотра в ГИБДД и при пересечении границы Евросоюза у такой машины возникнуть могут.
Замена катализатора на пламегаситель Тигго происходит почти так же, как и установка нового катализатора: вышедшее из строя устройство вырезается и на его место приваривается новое. Но, так как состав выхлопа в результате этой замены изрядно изменится, мастеру, производящему замену, придется совершить еще одну операцию – установку обманного устройства на лямбда-зонд.
Обманки лямбда-зонда
Лямбда-зонд осуществляет контроль уровня кислорода в выхлопных газах на выходе их в атмосферу. После их очистки с помощью катализатора, уровень свободного кислорода в них должен составлять около 20%. После пламегасителя он будет почти равен нулю. Когда информация о столь низком качестве выхлопа попадает на ЭБУ (электронный блок управления автомобиля), тот начинает всячески препятствовать нормальной работе двигателя вплоть до его полной блокировки.
Чтобы этого не происходило, на лямбда-зонд устанавливают так называемую обманку.
Наиболее простые, механические обманки, представляющие собой прямую либо Г-образную втулку, устанавливаются под зонд, отводя его тем самым в сторону от потока выхлопных газов, после чего зонд измеряет уровень кислорода уже не в выхлопе, а в его смеси с воздухом. В результате, количество кислорода в этой смеси оказывается соответствующим норме.
Электронные обманки, позволяя лямбда-зонду получить правдивую информацию о составе выхлопа, «корректируют» сигнал, поступающий на ЭБУ таким образом, чтобы тот продолжал считать, что с выхлопом автомобиля все в порядке.
Единого мнения о том, обманки какого типа лучше, не существует – в этом вопросе у каждого мастера свои приоритеты.