Ул.Типанова 24А

+7(812) 346 51 20

Подробнее

Культура 19 Б

+7(812) 292 39 41

Подробнее

Пр. Испытателей 17А

+7(812) 292 39 17

Подробнее

Лабораторный пр. 21/1

+7(812) 292 39 11

Подробнее

17 линия В.О д.66

+7 (812) 456-71-52

Подробнее

Удаление сажевого фильтра Ивеко Дейли

Первый автомобиль Iveco Daily увидел свет в 1978 году, всего через три года после основания самой компании. Сегодня производится уже пятое по счету поколение этих грузовиков.

На Iveco Daily устанавливались в основном дизельные двигатели. Начиная с четвертого поколения, производство которых было налажено в 2006 году, система выпуска доукомплектовывалась сажевым фильтром.

Дизельный двигатель в процессе своей деятельности выделяет мелкодисперсные сажевые частицы. Эти выделения оказывают негативное воздействие на природный и растительный мир. Для человека сажа является раздражителем слизистых оболочек и канцерогеном.

Выделение твердых частиц – не дефект, а конструктивная особенность. Исключить образование сажи путем изменения в рабочем цикле пока не представляется возможным.

Поэтому был найден другой способ снижения выбросов твердых углеводородных соединений в окружающую среду: применение сажевого фильтра.

Разработки фильтра твердых частиц велись параллельно в нескольких крупных организациях. Результатом стало появление двух основных систем:

  • DPF;
  • FAP.

Сажевый фильтр Ивеко Дейли: устройство и принцип работы

На рассматриваемом автомобиле применена система типа DPF. Это означает, что для ее функционирования не требуется применение дополнительного реагента.

Фильтр твердых частиц на Iveco Daily выполнен в одном корпусе с каталитическим нейтрализатором. Устанавливается отдельным сегментом после приемной трубы. Верхняя часть закрыта от кузова автомобиля тепловым экраном.

Для контроля и управления процессом регенерации имеются следующие устройства:

  • дифференцированный двухточечный датчик давления;
  • датчик температуры;
  • датчик кислорода.

Рабочее тело представляет собой ячеистый керамический блок, стенки сот которого покрыты специальным сажеулавливающим составом. Соты закупорены с каждой из сторон в шахматном порядке. Примерно в середине каждый канал соединяется со смежным каналом другой направленности.

Рабочий цикл начинается с процесса заполнения керамического блока сажей. Выхлопные газы, врываясь в тело фильтра твердых частиц, несут в потоке через каналы частицы сажи. Так как входной канал закупорен с другого конца, то в точке соединения с соседним каналом, в котором закрыта передняя часть, газы переходят на смежную линию и проходят дальше в систему. Частицы сажи, которые инертны из-за наличия относительно большой массы, не успевают сменить курс, пролетают дальше по тому же каналу и оседают в нем, так как выходной конец закупорен.

Так продолжается до того момента, пока дифференцированный датчик давления не зафиксирует достаточную для запуска регенерации разницу давления на входе и выходе из сажевого фильтра.

Регенерация начинается с изменения геометрии турбины, закрытия клапана ЕГР и дополнительного впрыска топлива в цилиндры. Все это делается для повышения температуры в выпускной системе. Когда достигается определенная температура, равная приблизительно 500-600 градусам, начинается процесс активного горения сажи. Контролируется этот процесс датчиком температуры и дифференцированного давления. Температура не может подниматься выше предела прочности катализатора и должна быть достаточной для поддержания горения твердых включений, осевших на стенках каналов. Когда датчик давления зафиксирует падение давления перед сажевым фильтром, процесс регенерации останавливается.

Неисправности и диагностика

Фильтр твердых частиц имеет определенный ресурс. На нормально работающем двигателе межремонтный пробег может достигать 300 тысяч километров. Однако, на практике проблемы начинаются гораздо раньше. Причин этому несколько:

  • нарушение в системе подачи топлива;
  • дизельное топливо плохого качества;
  • проблемы с фазами газораспределения;
  • механическое воздействие;
  • проникновение в камеру сгорания рабочих жидкостей.

Все эти факторы могут не только сократить срок службы сажевого фильтра, но и довольно быстро полностью вывести его строя. Например, если критично повысится температура или произойдет сильный удар в область корпуса.

Существует несколько основных признаков выхода из строя:

  • снижение мощности двигателя ввиду сопротивления проходу выпускных газов через забитый керамический блок;
  • повышение расхода топлива;
  • проблемный запуск;
  • посторонние звуки со стороны корпуса;
  • частая регенерация;
  • ошибка ЭБУ.
СПРАВКА: Ошибка двигателя не всегда может означать вышедший из строя сажевый фильтр. Часто причина кроется в каталитическом нейтрализаторе или сбоях в работе датчиков.

Диагностика фильтра твердых частиц состоит из следующих процедур:

  • сканирование данных электронного блока управления;
  • визуальный контроль состояния поверхности керамического блока при помощи эндоскопа или прямым осмотром после демонтажа.

Глубокая диагностика данных с электронного блока управления включает в себя не только считывание ошибок, но и просмотр в режиме реального времени показаний датчиков давления и температуры.

По результатам сканирования принимается решение о дальнейших действиях. Если сажевый фильтр засорен не критично, то есть вероятность успешной очистки с помощью химических реактивов. Если засор обильный, чистящие средства, скорее всего, не смогут помочь.

Удаление сажевого фильтра Ивеко Дейли и варианты замены

Сажевый фильтр установлен в системе отдельным сегментом. Крепится с двух сторон фланцами через прокладку. Фланцы имеют три точки крепления при помощи шпилек.

Процесс демонтажа начинается с оценки состояния крепежей. Если гайки корродировали и открутить их не представляется возможным – корпус фильтра твердых частиц разрезается у основания фланцев болгаркой.

Отключаются трубки дифференцированного датчика давления и датчика температуры. Снимается корпус.

Далее демонтируется теплозащитный щиток. Для вскрытия корпуса делаются прорези болгаркой. Вырезается часть корпуса размера, достаточного для извлечения керамического основания. Тело сажевого фильтра извлекается вместе с подложкой.

После этого выбирается один из вариантов заменителей:

  • универсальный катализатор;
  • пламегаситель;
  • металлическая трубчатая вставка.

Самым популярным и целесообразным способом является установка пламегасителя. Другие способы также практикуются, но реже.

Известны две схемы установки пламегасителя:

  1. Удаление наполнителя сажевого фильтра вместе с корпусом. Этот способ идеально подходит, когда в процессе диагностики выяснилось, что и катализатор непригоден для дальнейшей эксплуатации. В этом случае вырезается центральная часть корпуса вместе с катализатором и сажеулавливающим элементом. Подбирается пламегаситель подходящих геометрических параметров и приваривается к фланцам. Сварные швы покрываются термостойкой краской, и отремонтированный элемент устанавливается обратно в систему.
  2. Удаление только самого тела сажевого фильтра с установкой внутрь корпуса пламегасителя. Такой способ ремонта подходит, когда сохраняется катализатор. В этом случае пламегаситель защищен от воздействия внешних разрушающих факторов.

После удаления сажевого фильтра, производится прошивка электронного блока управления. Это делается для исключения возможных ошибок, а также для блокировки запуска регенерации.