Удаление катализатора УАЗ Патриот (Евро-3, Евро- 4) и Хантор (409)
Отечественные автопроизводители никогда не бежали впереди времени, но и от требований текущего момента стараются не отставать. Эволюцию российского автопрома можно проследить по реконструкциям главного нашего внедорожника – УАЗ Патриот.
Модификации УАЗ Патриот
Так, изначально на них в качестве мотора устанавливался французский турбодизель Ивеко объемом чуть более двух литров и номинальной мощностью 116 л/с. Однако, уже на тот момент (а это было в 2008 году) этот мотор считался морально устаревшим – при изрядных аппетитах мощность его была сравнительно небольшой, зато объем выхлопных газов бил все рекорда Даже будучи очищенным с помощью катализатора он соответствовал лишь экологическим нормам Евро-3, которые на тот момент в Европе уже два года как не действовали.
Более экологичным оказался отечественный ЗМЗ – его начали устанавливать на Патриот с 2012 года. Но и он соответствовал только нормам Евро-4, в то время как большинство мировых производителей ориентировалась уже на более жесткие нормы Евро-5. Поэтому очень скоро дизель ЗМЗ специально для этого автомобиля был усовершенствован, что, впрочем, сказалось лишь на его мощности, но никак не на экологической безопасности.
Удаление катализатора УАЗ Патриот Евро-3
Удаление катализатора УАЗ Патриот Евро-3 и его замену на пламегаситель можно производить, не опасаясь, что сотрудники ГИБДД при прохождении автомобилем техосмотра обратят на факт такой замены внимание. Конечно, количество токсинов в выхлопе машины в результате этой операции изрядно увеличится, но что до нее оно не соответствовало нынешней норме, что после не будет соответствовать. Стоит ли из-за этого шум поднимать?
УАЗ Патриот (Евро-4): удаление катализатора
Точно так же дело обстоит с ремонтом выхлопной системы Патриота следующего поколения: УАЗ Патриот Евро-4 удаление катализатора переносит точно так же, и точно так же контролирующие органы не обращают на этот факт ни малейшего внимания. Главное, чтобы на месте удаленного каталитического нейтрализатора стоял исправно работающий пламегаситель.
Функции пламегасителя
Пламегаситель выполняет в выхлопной системе автомобиля все те же функции, что и катализатор:
Замедляет скорость потока выхлопных газов, чем снижает вызываемые им резонансные колебания. В результате мотор работает в несколько раз тише (что для турбодизеля весьма важно).
- Охлаждает выхлоп.
- Производит адсорбцию из него твердых частиц – сажи и копоти. Причем, это пламегаситель делает даже лучше катализатора, поэтому при замене одного устройства другим выхлоп автомобиля внешне будет выглядеть более прозрачным и чистым.
Единственное, на что пламегаситель не способен, – это на химическую очистку выхлопа, в результате которой наиболее вредные для здоровья человека и окружающей среды выхлопные газы (оксиды азота и углерода) расщепляются на чистый кислород и углерод и азот соответственно. Эта функция доступна лишь каталитическому нейтрализатору.
Есть у катализатора и два серьезных недостатка. Во-первых, этот агрегат достаточно дорогой (его стоимость колеблется в районе тысячи евро) и, по сравнению с тем же пламегасителем, недолговечный. Во-вторых, в процессе своей работы катализатор создает в выхлопной системе автомобиля достаточно высокое давление, что сказывается на работе двигателя. Чтобы это давление преодолеть, двигателю приходится тратить на это часть своей мощности.
УАЗ Патриот: удаление катализатора и подбор пламегасителя
На УАЗ Патриот удаление катализатора происходит следующим образом: автомобиль устанавливается на подъемник либо на эстакаду и вышедшее устройство вырезается из него при помощи болгарки либо автогена. При этом освобождается место для нового агрегата.
Конечно, если катализатор нормально функционирует, то и трогать его не имеет никакого смысла. Но если он вышел из строя – в результате закупорки, прогорания, разрушения коррозией или механического повреждения, есть смысл не менять его на новый (при любой из поломок каталитический нейтрализатор, как и любой другой фильтр в автомобиле, ремонту или восстановлению не подлежит), а установить взамен него значительно более дешевый и практичный пламегаситель.
И вот с выбором этого очистителя для Патриота дело обстоит довольно сложно. Большинство таких устройств, относящихся к категории универсальных, для этого автомобиля не подходят вследствие их недостаточного рабочего объема. Рабочий объем пламегасителя, который можно еще называть его пропускной способностью, должен давать возможность агрегату успевать обрабатывать весь объем выхлопных газов, производимых двигателем. А мощный дизель и дымит изрядно.
Наиболее оптимальным для Патриота будет выбор в пользу коллекторного пламегасителя – эти устройства при сравнительно небольших габаритах обладают достаточно высокой пропускной способностью. К тому же в монтаже они значительно удобнее многих прочих.
Говоря об эффективности работы пламегасителя, то этот показатель во многом зависит от конструкции его фильтра. Самыми современными на данный момент считаются пламегасители с кевларовыми фильтрами – этот синтетический минеральный материал обладает высокой прочностью и столь же высокими огнеупорными свойствами, что позволяет ему и с работой своей прекрасно справляться, и служить долго.
Удаление катализатора Патриот: установка обманки лямбда-зонда
Завершается установка пламегасителя на УАЗ установкой обманки на лямбда-зонд, осуществляющий замер уровня кислорода в выхлопе на момент его выброса в атмосферу и отправку этой информации на электронный блок управления автомобиля.
Катализатор этот кислород «добывает» из выхлопных газов, пламегаситель же эту операцию не производит.
Назначение обманки состоит в том, чтобы заставить ЭБУ поверить, что после ремонта выхлопной системы автомобиля состав его выхлопных газов остался прежним.
Такие обманки существуют несколько типов, они работают по разным принципам, но достаточно четко.