Ул.Типанова 24А

+7(812) 346 51 20

Подробнее

Культура 19 Б

+7(812) 292 39 41

Подробнее

Пр. Испытателей 17А

+7(812) 292 39 17

Подробнее

Лабораторный пр. 21/1

+7(812) 292 39 11

Подробнее

17 линия В.О д.66

+7 (812) 456-71-52

Подробнее

Своевременный прожиг сажевого фильтра — залог исправной работы дизельного двигателя

Своевременный прожиг является основой корректной работы дизельного двигателя на любом автомобиле. Этим узлом в обязательном порядке комплектуются все авто с данным мотором, так как это необходимо для соответствия стандартам евро-4 и евро-5.

В процессе сгорания топлива в дизельном двигателе образуется довольно много сажи — микрочастиц, наносящих урон окружающей среде и представляющих опасность для здоровья человека. И если две вышеназванные трудности сажевым фильтрам удаётся успешно решать, то для кошелька автовладельцев они часто создают дополнительные проблемы.

Конструкция фильтров предполагает, что задерживаемая в них сажа будет прожигаться со значительно меньшим ущербом для окружающей среды. Прожиг выполняемый с определенной периодичностью, обеспечивает оптимальное состояние фильтра и позволяет ему отработать определенный производителем ресурс, который составляет около 200 тысяч километров пробега.

Как активируется режим прожига в сажевом фильтре?

Основным показателем, по которому определяется эффективность работы данного узла, является давление, измеряемое на входе и выходе из элемента. Для этого неотъемлемой частью системы являются специальные датчики, подающие сигнал непосредственно в ЭБУ. Как только фильтр заполняется сажей до критического уровня (обычно это стандартные 80%) и эффективность работы падает, из блока управления поступает команда об очистке элемента.

Прожиг производится следующим образом:

  1. ЭБУ изменяет параметры впрыска топлива, увеличивая его количество;
  2. В результате сгорания большего количества топлива возрастает температура отработанных газов, поступающих в глушитель через сажевый фильтр;
  3. Под их воздействием сажа со стенок фильтра прогорает, элемент очищается и способен дальше выполнять свои функции в полном объеме.

Система является весьма продуманной в теории, однако на практике имеет целый ряд недостатков. В частности, для того чтобы узел был запущен необходимо соблюдение целого ряда условий. А именно:

  • Потребуется достаточно длительная работа двигателя — процесс запускается через 2-5 минут после начала его работы и занимает по времени не менее получаса;
  • Достаточно высокая температура охлаждающей жидкости — не менее 70 градусов Цельсия, прожиг сажи возможен только на хорошо прогретом двигателе, в противном случае данный механизм просто не будет запущен;
  • Отсутствие больших промежутков, когда двигатель работает на холостом ходу. В случае функционирования в таком режиме более 5 минут процесс регенерации фильтра будет прерван;
  • Если в ЭБУ уже есть ошибки, связанные с некорректной работой фильтра, процесс регенерации часто вовсе не запускается, а фильтр постепенно продолжает загрязняться.

Особенности запуска механизма прожига сажи на дизельных двигателях

Естественно, что вышеперечисленные условия, необходимые для прожигания сажи, доступны далеко не всем автовладельцам. К примеру, автомобили, эксплуатируемые только в городских условиях, как правило, имеют с данными узлами серьёзные проблемы.

Причина обычно заключается в том, авто не разгоняется до нужных скоростей и часто простаивает в пробках на холостых оборотах. Вследствие этого прожиг часто либо вовсе не запускается, либо прерывается до окончания осуществления процесса.

Несвоевременное прекращение регенерации фильтра до окончания его очистки представляет собой едва ли не большую опасность, чем отсутствие своевременной регенерации. В этом случае каналы фильтра быстрее закоксовываются и фактически не поддаются прочистке в дальнейшем.

В целом на исправном моторе прожиг сажи в фильтре должен запускаться не слишком часто — 1 раз на 20-30 тысяч километров.

Однако, если он по каким-либо причинам не осуществляется до конца, механизм приводится в действие чаще. По мере дальнейшего загрязнения фильтра регенерация может запускаться и каждые 300 километров, а в дальнейшем данный показатель может доходить и до сотни.

Как определить, что сажа не прожигается в фильтре?

Заметить отклонения в работе данного узла довольно просто, особенно на запущенной стадии, когда они проявляются достаточно интенсивно. О неполадках сигнализируют:

  • Контрольная лампа неисправности фильтра. Обычно она загорается при повороте ключа в замке зажигания и гаснет сразу же после того, как двигатель запущен. Если лампа горит при работающем двигателе даже в течение непродолжительного времени — это тревожный симптом;
  • Если на приборной панели нет лампы фильтра, о его неполадках может сигнализировать «Check engine». Однако, в этом случае потребуется тщательная диагностика всей системы для выявления точного источника неполадок;
  • При работе двигателя слышится нехарактерный шуршащий шум, а на холостых оборотах его работа не отличается стабильностью;
  • Расход топлива растёт, потому что система постоянно инициирует повышенный впрыск топлива для прожигания сажи. Это увеличивает давление и ускоряет износ всей системы;
  • Ухудшаются мощностные характеристики автмобиля, падает динамика. Если фильтр слишком сильно загрязнён, турбина перестаёт работать, и здесь не заметить неполадки становится попросту невозможно.

В случае наличия любого из вышеперечисленных признаков откладывать обращение в сервис нельзя, чтобы избежать повышенной нагрузки на двигатель, коробку передачи другие узлы.

Прожиг сажевого фильтра и способы решения проблемы в автсоервисе

Недостаточная интенсивность очистки фильтра вполне поддаётся «лечению» в руках опытных мастеров. Для устранения проблемы в первую очередь необходима компьютерная диагностика состояния фильтра, которая позволяет корректно определить степень его загрязнения.

По результатам обследования, если проблема действительно заключается в фильтре, мастер может предложить один из следующих вариантов:

  1. Принудительный прожиг сажевого фильтра, непосредственно самой сажи. Суть этого метода заключается в том, что специалист с помощью ЭБУ подаёт в систему сигнал о внеочередном прожигании, которое и происходит при соблюдении всех необходимых условий. Данный метод весьма эффективен, но только в том случае, если фильтр еще не забит до конца и поддаётся очистке.
  2. Промывка элемента обычно выполняется в том случае, если прожиг с помощью регенерации уже не помогает. Данная операция может выполняться как со снятием фильтра с авто, так и без него, однако, в случае серьёзных загрязнений специалисты безоговорочно рекомендуют первый вариант. В этом случае можно применять специальные особо мощные составы, которые при промывании фильтра прямо на авто повышают риск возгорания. После очистки узел промывают водой под давлением, после чего запускают процедуру прожигания сажи повторно, чтобы удалить все остатки.
  3. Если ни один из вышеперечисленных методов неэффективен, фильтр заменяют новым. Однако, данную операцию можно смело отнести к разряду дорогостоящих, причем не из-за сложности работы, а из-за высокой стоимости самого узла. Именно поэтому оптимальным вариантом будет всё же создание необходимых условий для своевременной регенерации узла.
Внимание! Для того, чтобы фильтр отслужил свой срок без серьёзных проблем необходима проверка эффективности его работы при каждом ТО.