Ул.Типанова 24А

+7(812) 346 51 20

Подробнее

Культура 19 Б

+7(812) 292 39 41

Подробнее

Пр. Испытателей 17А

+7(812) 292 39 17

Подробнее

Лабораторный пр. 21/1

+7(812) 292 39 11

Подробнее

17 линия В.О д.66

+7 (812) 456-71-52

Подробнее

Принудительная регенерация сажевого фильтра

Соответствие дизельного двигателя любого автомобиля нормам Евро-4 и тем более Евро-5 невозможно без использования такого элемента, как сажевый фильтр.

В процессе сгорания дизельного топлива в таком моторе неизменно образуется большое количество сажи, которая загрязняет окружающую среду и представляет угрозу здоровью людей.

Однако, являясь несомненным благом для экологии сажевый фильтр представляет собой одновременно и «головную боль» для многих автовладельцев. Причина в механизме его очистки, который часто даёт сбои, что ускоряет выход узла из строя.

Как работает регенерация сажевого фильтра?

Количество сажи, образующейся при работе дизельного двигателя, достаточно велико, поэтому естественно, что производители предусмотрели механизм самоочистки данного элемента.

Регенерация фильтра может быть двух видов:

  • пассивной, то есть осуществляемой непрерывно;
  • активной или принудительной, активизируемой в нужный момент.

В основе обоих процессов лежит дожигание сажи с помощью повышения температуры отработанных газов либо изменения их химического состава.

Принцип действия механизма выглядит следующим образом:

  1. Система FAP предполагает применение специальной присадки, которая впрыскивается в топливо с определенной периодичностью из отдельного резервуара. Основу её составляет церий, который при горении способствует выделению топливом большего количества тепла. В результате повышения температуры отработанных газов сажа в фильтре эффективно прогорает, а не оседает в каналах. Данная процедура должна проводится со строго определенным интервалом и любые технические сбои приводят с том, что фильтр сильно забивается и выходит из строя. Такой вариант регенерации применяют в том случае, если фильтр расположен на удалении от двигателя, поэтому необходимая для полноценного сгорания сажи температура ни при каких условиях не может быть достигнута естественным путём.
  2. Если фильтр располагается ближе к двигателю, чаще всего применяют технологию DPF. В этом случае температура отработанных газов, поступающих в фильтр, всегда выше, чем в первом случае. Однако, если этих температурных значений недостаточно, температура повышается искусственно. Происходит это, если датчик давления фиксирует резкое отличие показателей на входе и выходе из фильтра. Для повышения температуры в этом случае изменяются параметры впрыска топлива и его расход временно увеличивается. Однако, существует целый ряд факторов, препятствующих нормальному осуществлению данного процесса.
  3. Наконец, если процесс регенерации из второго способа не запускается, а фильтр загрязнён, в автосервисе могут провести принудительную регенерацию сажевого фильтра. Выполняют её после компьютерной диагностики состояния узла путём вмешательство в работу ЭБУ. С помощью специального программного обеспечения блоку управления отдаётся команда начать процесс регенерации принудительно. Однако, если работоспособность фильтра серьёзно нарушена, запустить данную процедуру часто попросту невозможно. В этом случае используют промывание либо замену элемента.

Почему не удаётся запустить регенерацию фильтра?

Для того, чтобы активная регенерация запускалась своевременно и обеспечивала оптимальное состояние фильтра потребуется одновременное соблюдение целого ряда условий. В частности, необходимы:

  1. Достаточно длительная работа двигателя — регенерация не будет запущена, если мотор отработал менее двух минут. Однако часто для достижения нужной температуры требуется куда больше времени.
  2. Поступление в ЭБУ показаний датчиков, сигнализирующих о том, что фильтр заполнен на 80 или более процентов. В случае выхода датчиков из строя регенерация запущена не будет.
  3. Температура охлаждающей жидкости также входит в число параметров, контролируемых системой для отдачи команды о регенерации. Так, если она ниже 70 градусов Цельсия, регенерация не запустится.
  4. Необходимо движение автомобиля с определенной скоростью в течение не менее двух минут. Конкретное значение зависит от того насколько сильно забит фильтр. Например, при 80% заполнения потребуется скорость равная 100 километрам в час. Такие значения позволяют достичь необходимого для повышения температуры отработанных газов количества оборотов мотора.
  5. Если в системе уже есть ошибки, связанные с регенерацией сажевого фильтра, то процесс запущен не будет, а двигатель по мере его дальнейшего заполнения перейдёт в аварийный режим работы.

Естественно, что соблюдения подобных условий сложнее всего достичь в городской среде, где автомобили движутся преимущественно на низких скоростях и пониженных оборотах. В результате те транспортные средства, в привычки владельцев которых не входит периодическая длительная езда по трассе на высоких скоростях, обычно требуют замены фильтра раньше срока.

Успешного запуска регенерации недостаточно для того, чтобы процедура очистки была завершена. Важно, чтобы были соблюдены условия, необходимые для завершения процесса. Регенерация прерывается, если:

  • мотор был заглушен раньше срока;
  • время работы двигателя на холостых оборотах в процессе регенерации составляет более 5 минут;
  • в случае превышения температуры выхлопных газов в 1000 градусов Цельсия, которая зафискироваа датчиком;
  • при возникновении проблем в системах впуск и выпуска газов, которые зафиксированы в виде ошибок в ЭБУ двигателя в момент регенерации.

Когда требуется принудительная регенерация сажевого фильтра?

Какая бы система регенерации не использовалась на вашем авто, это не является гарантией защиты от её сбоев и, соответственно, загрязнения сажевого фильтра сверх нормы. Данная ситуация опасна тем, что по мере дальнейшего засорения элемента нагрузка на двигатель возрастает. В момент, когда достигается пик нагрузки, мотор может попросту не запуститься, что потребует уже капитального ремонта всего агрегата.

О том, что процесс самоочищения фильтра происходит с отклонениями, свидетельствуют нижеперечисленные признаки. Любой из них это повод обратиться в сервис для диагностики состояния сажевого фильтра: возможно, потребуется принудительная регенерации фильтра:

  • горит лампа Check engine или в случае наличия на конкретной модели авто, сигнал о неполадках именно с топливным фильтром;
  • в работе мотора появились нехарактерные ранее шумы, в частности слышится шипение;
  • на холостых оборотах двигатель работает особенно неустойчиво, может периодически глохнуть;
  • дымность выхлопа возросла;
  • расход топлива увеличился, в особенно запущенных случаях вырос также и расход масла;
  • мощность двигателя резко упала, так как он работает в аварийном режиме без активации турбонаддува.
Для того, чтобы избежать ситуаций, когда данная операция невозможна из-за излишней забитости или износа двигателя, рекомендуется повторять диагностику по меньшей мере каждые 70 тысяч километров пробега, так как именно на таком интервале у многих автовладельцев возникают первые проблемы с сажевыми фильтрами своих авто.

При корректно работающей системе регенерации ресурс элемента может достигать 200 тысяч километров пробега.