Пламегаситель на Опель Астра Н (Opel Astra H)
Автомобиль Astra H является третьим по счету поколением в семействе Opel Astra. Производство продолжалось в общем 11 лет. Представлен автомобиль был в 2004 году. Последний экземпляр сошел с конвейера в 2015 году.
За свою довольно долгую историю автомобиль несколько раз претерпевал процесс рестайлинга. В линейке двигателей появлялись новые модели, освежался внешний вид и интерьер. Совершенствовалась и система выпуска отработавших газов. Ввиду такого длительного период производства, этот автомобиль производится по двум стандартам: ЕВРО-4 и ЕВРО-5.
Все версии систем выпуска оснащались каталитическими нейтрализаторами. Катализатор на всех моторах изготавливался в одном корпусе с коллектором.
Автомобилям первых годов выпуска сейчас уже более 10 лет. За такой срок большинство каталитических нейтрализаторов вышли из строя и были удалены из выпускной системы. Вместо них, в большинстве случаев, устанавливались универсальные заменители. Одним из таких заменителей является пламегаситель.
Пламегаситель на Опель Астра Н: устройство и принцип работы
Пламегаситель Опель Астра Н – одна из разновидностей прямоточного резонатора. Название этого устройства не подразумевает его основное назначение. В нормально функционирующей системе выпуска пламени не бывает.
Конструктивно большинство этих устройств состоит из трех основных элементов:
- перфорированной трубы;
- корпуса из нержавеющей стали;
- минерального или металлического материала внутреннего наполнителя.
Перфорированная труба выполнена из нержавеющей стали с толщиной стенок от 1 до 3 миллиметров. Количество и расположение отверстий подбирается опытным путем для обеспечения наилучшей функциональности. Корпус изготавливается из жаростойкой стали и часто имеет два слоя. Это увеличивает его надежность и долговечность. Материал набивки имеет волокнистую структуру и обладает высокой стойкостью к термическим нагрузкам.
Выхлопные газы, которые на выходе из цилиндров имеют максимальную температуру и давление, проходя выпускной коллектор, попадают в пламегаситель. Поток выпускных газов содержит зоны повышенного и пониженного давления. Когда в тело пламегасителя входит волна повышенного давления, выхлопные газы через перфорацию в трубе проникают в материал набивки. Там они разделяются на множество мелких потоков разной направленности. Так погашается первичная высокая кинетическая энергия выхлопных газов. Далее следует период пониженного давления. В это время выхлопы выходят из материала набивки и добавляются в поток с пониженным давлением. Так происходит сглаживание пульсации газов.
Пламегаситель Astra H: неисправности, приводящие к замене пламегасителя
Первые версии пламегасителей, в большинстве своем, имели низкое качество и огрехи в конструкции. Но спрос был, ведь рынок требовал срочной замены дорогостоящего катализатора. И штамповали пламегасители в то время все, кто имел технологическую возможность производить что-то более или менее похожее. Встречалось и много самодельных экземпляров.
Качественный пламегаситель, изготовленный по технологии и из подходящих для этих условий эксплуатации материалов, служит долго. Если не возникнет дополнительных разрушающих факторов, в теории его может хватить на весь срок службы автомобиля.
Есть несколько основных неисправностей, при которых требуется замена пламегасителя:
- появление прогаров;
- механическое повреждение корпуса;
- отслоение металла по сварным швам;
- выгорание материала набивки.
Главной же причиной всех неисправностей можно назвать плохое качество самого пламегасителя и ошибки его монтажа. Первые производители не были разборчивы в выборе материала изготовления. Металлы подбирались с недостаточными параметрами жаростойкости. Материал набивки имел свойство выгорать уже после первых тысяч пробега. Сварка производилась небрежно. Поэтому пламегасители ранних лет выпуска сейчас часто выходят из строя.
Пламегаситель Опель Астра: признаки неисправностей
Существует несколько признаков неисправности:
- появление характерного звука прорывающихся выхлопных газов;
- посторонний дребезжащий звук из подкапотного пространства;
- появление запаха выхлопов в салоне или под капотом.
При появлении этих признаков, необходимо пройти диагностику. Проверка состояния пламегасителя производится путем визуального осмотра, желательно на работающем двигателе. Так дефекты будет легче обнаружить.
Пламегаситель Опель Астра H: установка пламегасителя
Ввиду коллекторного расположения каталитического нейтрализатора Опель Астра H, установка пламегасителя имеет некоторые особенности.
При таком расположении существует два основных варианта монтажа:
- Вырезается небольшая часть корпуса, через которую вынимается или выбивается каталитический цилиндр вместе с минеральной подложкой. Внутрь катколлектора укладывается пламегаситель с подходящими геометрическими параметрами. Корпус заваривается.
- Наваривается каркас жесткости на края корпуса катализатора для сохранения взаимного расположения монтажных точек. Вырезается каталитический наполнитель вместе с корпусом. Устанавливается пламегаситель и производится тщательная проварка стыков. После этого срезается металлический каркас.
В большинстве случаев, когда требуется замена пламегасителя, установленного внутрь корпуса – сам корпус так же вырезается. Монтаж выполняется по второй схеме. Это обусловлено тем, что за годы эксплуатации металл этого корпуса подвергается воздействие разрушающих факторов. И даже при визуальной целостности в металле могут быть ослабленные места, которые в скором времени прогорят.
Результат установки в систему качественного пламегасителя благоприятно скажется на выхлопной системе и функционировании двигателя в целом. Также повысится комфорт при езде, так как шумовая нагрузка снизится.
Пламегаситель Opel Astra H: особенности монтажа
После вырезания каталитического нейтрализатора, модифицируется система мониторинга. Второй датчик кислорода подключается через обманку. Для автомобилей с экологическим классом ЕВРО-4 часто можно подобрать механическую обманку с калиброванным отверстием или миникатализатором. Для ЕВРО-5 подойдет только обманка с миникатализатором или электронная.
Во время установки нового пламегасителя, рекомендуется произвести ревизию обманки. Механическую нужно извлечь и почистить. В электронной – проверить надежность контактов и отсутствие окислов в местах соединения.
Альтернативным способом борьбы с контролем над качеством очистки является прошивка ЭБУ. Если блок управления прошит под экологический класс, не предусматривающий контрольного датчика кислорода, то в конструкции системы выпуска будет отсутствовать второй лямбда-зонд. Здесь можно только проверить наличие более совершенных прошивок, так как первые версии программного обеспечения не всегда были качественными.