Обманка лямбда зонда Шкода Октавия (Skoda Octavia) — правильная установка в условиях СТО
Второе поколение автомобилей Skoda Octavia появилось в продаже в 2004 году. Изначально была доступна версия только в кузове седан. Позже, в 2007 году, был выпущен полноприводный вариант этого автомобиля с повышенными характеристиками проходимости в кузове универсал.
Оснащалась Skoda Octavia рядными бензиновыми и дизельными двигателями небольших объемов, которые работали по экологическому стандарту ЕВРО-4.
В 2009 году был обновлен дизайн. Доработаны двигатели и системы выпуска для соответствия стандарту ЕВРО-5. В 2013 году сошел с конвейера последний автомобиль Skoda Octavia второго поколения.
Устройство системы выпуска и механизм контроля над работой катализатора
Выпускная система на рассматриваемом автомобиле состоит из следующих элементов:
- выпускной коллектор с управляющим датчиком кислорода;
- приемная труба с гофрами и каталитическим нейтрализатором, в котором установлен контрольный диагностический датчик кислорода;
- промежуточный глушитель;
- главный глушитель;
- крепежи, уплотнители, подвесы.
Каталитический нейтрализатор работает по принципу инициации и ускорения реакции разложения опасных химических соединений. При этом материал катализатора сам не участвует в преобразовательных процессах. В ходе протекания этих химических реакций газообразный кислород связывается с другими химическими элементами, и его концентрация в выпускном тракте падает.
Именно это изменение концентрации кислорода улавливает лямбда-зонд. Управляющий датчик замеряет количество свободного кислорода в отработавших газах сразу после выхода из цилиндров. На основании этих данных корректируется количество подаваемого топлива. Диагностический лямбда-зонд находится за каталитическим нейтрализатором. Он замеряет количество кислорода, которое осталось в выхлопах после их очистки от угарного газа, свободных углеводородов и оксидов азота. Данные отправляются в ЭБУ. Там производится сличение показаний датчиков кислорода и оценка работы каталитического нейтрализатора.
Здесь, в алгоритмах расшифровки показаний и оценке состояния катализатора между ЭБУ, работающими по стандартам ЕВРО-4 и ЕВРО-5, имеются некоторые отличия.
В ЕВРО-4 на определенном временном интервале подсчитывается количество переходов кривой напряжения через точку 0,45 вольта. Количество этих переходов на первом датчике должно быть больше, чем на втором. Также оценивается сопротивление в устройстве подогрева диагностического датчика кислорода. Если датчик прогрет меньше нормы или в цепи имеется обрыв – ЭБУ заметит это и выдаст ошибку.
В ЭБУ, настроенных под работу со стандартом ЕВРО-5, дополнительно появляются дополнительные оценочные параметры: скорость отклика второго лямбда-зонда на резкое увеличение кислорода в выпускном тракте из-за обеднения топливно-воздушной смеси или на снижение количества кислорода при резком обогащении смеси. Интервал между передачей сигнала с управляющего датчика кислорода об изменении состава выхлопных газов и сигналом с аналогичной информацией с диагностического датчика не должен превышать нескольких секунд. В противном случае ЭБУ расценит эту задержку как неисправность в системе фильтрации отработавших газов.
Выбор обманки лямбд-зонда
Сегодня рынок заполнен обманными устройствами для нейтрализации контроля со стороны блока управления двигателем над работой каталитического нейтрализатора. Это обусловлено тем, что катализаторы имеют ограниченный срок службы и высокую стоимость, из-за чего редкий автовладелец занимается его заменой на оригинал. В большинстве случаев катализатор удаляется с заменой на пламегаситель. И вот тогда требуется обманка лямбда зонда Шкода Октавия, почему – ниже.
Очистка выхлопных газов прекращается. Это незамедлительно заметит ЭБУ и выдаст ошибку. Чтобы избежать этого есть два пути:
- прошивка ЭБУ;
- установка обманки.
Прошивка ЭБУ имеет свои плюсы. Во-первых, она глобально решает проблему с появлением ошибки по причине удаленного каталитического нейтрализатора. Во-вторых, есть версии программного обеспечения для блока управления двигателем, которые не только исключают ошибку, но и улучшают эксплуатационные характеристики авто.
Но есть и один большой недостаток: если установить некачественную прошивку, может нарушиться нормальная работа двигателя. Известны случаи, когда после прошивки блок управления двигателем полностью отказывался работать. Рассмотрим обманки, которые могут подойти на автомобиль Skoda Octavia.
- Механическая обманка с миникатализатором. Подходит для установки на автомобили, работающие по стандарту ЕВРО-4. Но при этом стопроцентная работа не гарантируется. Это связано с тем, что некоторые механические обманки выполнены таким образом, что прогрев самого датчика осуществляется недостаточно интенсивно. Блок управления выдаст ошибку о неисправной цепи подогрева. Стоит такое устройство недорого и при правильном подборе параметров работает довольно стабильно.
- Простая электрическая RC-обманка. Воздействует не на сам датчик кислорода, а лишь искажает сигнал, генерируемый им. Способна стабильно работать лишь на автомобилях с экологическим классом ЕВРО-4. Представляет собой связку из конденсатора и резистора, вживляемую в сигнальную цепь лямбда-зонда.
- Электронная обманка, собранная на микросхеме. Вживляется в цепь контрольного датчика кислорода. Работает по тому же принципу, что и RC-обманка. Но здесь имеется управляющий чип, который сглаживает и нивелирует показания датчика, выходящие за границы корректных. Способна бесперебойно работать на стандарте ЕВРО-5.
- Электронный эмулятор. Сложное микропроцессорное устройство, которое может работать даже при вышедшем из строя датчике кислорода. Надежно работает с любым экологическим классом. Имеет самую высокую стоимость.
Особенности монтажа обманок
Рассмотрим установку каждого из вида устройств для ввода электронного блока управления в заблуждение.
- Механическая обманка с миникатализатором – самое простое в монтаже устройство. Корпус обманки вворачивается в отверстие на приемной трубе, предназначенное для контрольного датчика кислорода. В саму обманку вкручивается диагностический лямбда-зонд.
- Электронная RC-обманка и электронная обманка на микросхеме устанавливаются в цепь контрольного датчика кислорода. Выбирается место для установки самого тела обманки. Делается разрыв проводки. Оконцовываются провода. Производится их спайка или обжимка в разъемные контакты. Подсоединяется обманка. Места контактов изолируются термоусадочными трубками или изолентой.
- Электронный эмулятор устанавливается, как правило, вблизи электронного блока управления. Также вживляется в цепь контрольного датчика кислорода. Некоторые модели этих устройств пропускают через себя данные от управляющего лямбда-зонда. На основании данных формируется сигнал, который выдается за показания диагностического датчика кислорода.