Ул.Типанова 24А

+7(812) 346 51 20

Подробнее

Культура 19 Б

+7(812) 292 39 41

Подробнее

Пр. Испытателей 17А

+7(812) 292 39 17

Подробнее

Лабораторный пр. 21/1

+7(812) 292 39 11

Подробнее

17 линия В.О д.66

+7 (812) 456-71-52

Подробнее

Обманка лямбда-зонда Газель: виды, назначение и ее установка на СТО в СПб

Как ни странно, при ремонте выхлопной системы Газели далеко не всегда требуется установка обманки лямбда зонда. Дело в том, что ранние модификации этих автомобилей вовсе не имеют второй зонд, на который и требуется установка обманного устройства.

На какие Газели требуется установка обманки?

Первые газели сошли с конвейера Горьковского автозавода в 1994 году, когда в России об экологической безопасности автотранспорта никто серьезно толком не думал. На первые машины этой марки не ставились даже каталитические нейтрализаторы выхлопных газов.

Главной задачей конструкторов Газели было создать малотоннажный грузовой автомобиль для российского рынка, который мог бы конкурировать с европейскими аналогами. И конкурировать, в первую очередь, по цене. Наличие в выхлопной системе Газели каталитического нейтрализатора сделало бы этот автомобиль дороже, как минимум, на пятьдесят тысяч рублей. Тем более, что необходимости в этом агрегате на тот момент не было – жесткие европейские экологические нормы в России тогда не действовали.

А вот когда страны Балтии стали на своих границах разворачивать наши «полуторки», мотивируя это тем, что в их выхлопе содержится чрезмерное количество токсинов; когда в 2006 году к международным требованиям, предъявляемым к выхлопу автомобилей, присоединилась и Россия, наличие каталитического нейтрализатора в Газели стало необходимостью.

Заметки на полях. Изначально при установке на Газель катализатора конструкция автомобиля не предусматривала контроль качества выхлопа машины со стороны ее электронного блока управления. То есть, номинально очистка выхлопных газов Газели от содержащихся в них токсичных газов производилась, но за эффективностью этого процесса никто не следил.

И только с появлением у ЭБУ функции контроля за качеством работы выхлопной системы Газели и, соответственно, с появлением в конструкции автомобиля второго лямбда зонда выхлопная система этого автомобиля стала по-настоящему современной.

Обманка лямбда-зонда Газель и её установка после удаления катализатора

На выходе из камер сгорания выхлопные газы содержат в себе большое количество оксидов углерода и азота – газов, опасных как для здоровья человека, так и для окружающей среды в целом. При этом кислород в выхлопе на этом его этапе практически отсутствует – он почти полностью сгорает в цилиндрах. За этим следит первый лямбда зонд, установленный сразу за выпускным коллектором. Если кислорода в выхлопе окажется больше нормы, это будет означать неисправность работы цилиндро-поршневой группы двигателя. На приборной панели загорится тревожная лампочка, говорящая о сбое в моторе.

Попадая в каталитический нейтрализатор, выхлопные газы не только охлаждаются и замедляют свою скорость, но и очищаются от содержащихся в них твердых частиц (результата неполного сгорания топлива) и от оксидов углерода и азота. Последние в ходе химической реакции, проходящей в катализаторе под воздействием специального вещества, расщепляются на свободный кислород и прочие элементы.

Соответственно, на стадии выброса в атмосферу выхлопные газы содержат значительно меньшее количество токсичных оксидов, зато количество чистого кислорода в них существенно увеличивается. За тем, чтобы процентное содержание кислорода в выхлопе на этой его стадии соответствовало норме, следит второй лямбда зонд, установленный в конце выхлопного тракта. Информацию об этом он отправляет на ЭБУ. Если по каким-либо причинам кислорода в выхлопе окажется недостаточно, ЭБУ постарается уменьшить количество выхлопных газов путем перевода двигателя в экономичный режим работы. Результатом этого станет резкое уменьшение мощности автомобиля и ускоренный износ его двигателя.

Именно это и произойдет при замене каталитического нейтрализатора на пламегаситель.

Важно: при установке пламегасителя, обманка лямбда зонда Газель необходима – в противном случае двигатель автомобиля не сможет функционировать в штатном режиме, а через какое-то время ЭБУ и вовсе может заблокировать его запуск.

Необходимость такой замены может возникнуть при выработке катализатором своего ресурса (для Газели с бензиновым мотором ресурс катализатора не превышает 150 тыс. км. пробега, для машин с турбодизельными моторами он и того меньше) и невозможностью заменить неработающий катализатор на новый.

Учитывая, что стоимость этого агрегата достаточно высока, многие владельцы газелей предпочитают устанавливать вместо него в полтора десятка раз более дешевый пламегаситель. Это устройство прекрасно справляется со всеми функциями катализатора, кроме одного: расщепления токсичных оксидов углерода и азота на кислород и прочие элементы.

Как действует обманка лямбда Газель?

Установка обманки производится тем же мастером, которые производит ремонт выхлопной системы автомобиля и является неотъемлемой частью этого процесса.

Обманки лямбда зондов существуют двух типов: механические и электронные. Несмотря на то, что работают они по абсолютно разным принципам, результат с их помощью достигается один и тот же: ЭБУ не замечает изменений в работе выхлопной системы Газели и не препятствует функционированию всех систем автомобиля в штатном режиме.

Механическая обманка лямбда Газель представляет собой металлическую либо из износостойкого пластика втулку, имеющую прямую или угловую форму (на газели чаще ставят угловые обманки, имеющие несколько большую эффективность).

С помощью этой втулки зонд отводится в сторону от потока выхлопа, дабы на пути к нему выхлопные газы успели смешаться с воздухом, тем самым обогатившись кислородом. В результате количество последнего в этой смеси будет соответствовать представлениям ЭБУ о достаточно эффективной работе выхлопной системы.

Электронная обманка, будучи более сложным устройством, монтируется в электрическую цепь автомобиля. Она корректирует в «нужную» сторону сигнал, идущий от второго лямбда зонда на ЭБУ, чтобы тот не обнаружил изменения параметров работы выхлопной системы автомобиля.

Обе эти обманки достаточно эффективны и работают одинаково бесперебойно, так что единого мнения на предмет, которая из них предпочтительнее, не существует.

В вопросе выбора между ними каждый мастер руководствуется собственными пристрастиями.

Заметки на полях. Существует и еще один способ обмануть ЭБУ – это перепрограммировать его таким образом, чтобы он вообще перестал обращать внимание на количество кислорода в выхлопе.

Но в большинстве случаев такого перепрограммирования ЭБУ лишается и еще одной своей функции – контроля за качеством работы цилиндро-поршневой группы.

А этот контроль, учитывая интенсивную эксплуатацию газелей, весьма важен. Он помогает при возникновении неисправности в двигателе своевременно ее обнаружить, дабы вовремя устранить.

В противном случае ресурс двигателя заметно сократится, не говоря уже о существенном снижении его КПД.

Ремонт выхлопной системы Газели – это не одна, а всегда комплекс операций. Так, выход из строя того же катализатора может быть вызван не только выработкой им своего ресурса, но и общим износом выхлопного тракта. В этом случае замена катализатора на пламегаситель с установкой обманки лямбда зонда – лишь временное решение проблемы.

Отсюда вывод: параллельно с процессом установки пламегасителя и обманки лямбда зонда целесообразно провести полную диагностику всех элементов выхлопной системы Газели, дабы та работала исправно как можно дольше.